Брецель против Пряника: отличия условий работы в офисах Берлина и Москвы

Время прочтения 9 мин

Статья будет интересна тем, кто хочет узнать об особенностях берлинской рабочей IT-среды.

Quote

"Найти работу в Берлине сегодня можно, владея лишь английским на уровне small-talk плюс “чтение технической литературы и документации."

Язык

Берлин называют IT-столицей Европы, потому что местным компаниям постоянно нужны разработчики. Их ищут во всех странах и чаще всего помогают с переездом (виза, разрешение на работу, оплата проезда). При этом берлинские CEO отлично понимают, что могут не получить в свою команду хороших специалистов просто потому, что те не знают немецкого. Поэтому найти работу в Берлине сегодня можно, владея лишь английским на уровне small-talk плюс “чтение технической литературы и документации”. Попав в берлинский офис, вы, вероятно, обнаружите там мультинациональную команду, где каждый изъясняется на ломаном английском. Так что стесняться плохого знания языка не придётся. К тому же на конференциях, форумах и мероприятиях типа Founder Dating (коих в Берлине множество) можно встретить массу соотечественников. В Германии, вообще, очень много русскоговорящего населения.

Зарплата и стоимость жилья

Зарплата брутто в берлинских IT-компаниях выше, чем в Москве, по разным данным, до 120%*. Налоги и социальные отчисления довольно высокие (зато медицинская страховка будет включена в контракт согласно немецким законам), но даже с учётом вычетов зарплата выше в среднем на 40%. Российские программисты из регионов могут получать в Берлине в среднем в три раза больше, чем в своём городе.

Аренда недвижимости в Москве и Берлине примерно одинаковая, но многие отмечают, что Берлин дешевле. Однокомнатная квартира в центре немецкой столицы будет стоить от 1000 евро в месяц, в российской в целом так же. Если же вас не смущает 30-60 минут в пути до работы, то можно снять приличную квартиру в пределах 500 евро. В Москве в получасе от центра это вряд ли возможно за такие деньги.

Аренда офиса в Берлине дешевле, чем в Москве, а значит работодатель имеет возможность (и пользуется ей) больше платить сотрудникам. Однако мотивировать зарплатой удаётся не всех, поэтому крупные проекты стараются обеспечить максимум комфорта на рабочих местах, чтобы удерживать специалистов.

_________

* Зарплата в год Software Engineer в Берлине на основе 332 анкет сервиса Glassdoor: 51225 евро в год Зарплата в месяц Software Engineer в Москве на основе 1280 анкет сервиса “Мой круг”: 140 306 руб. = 22375 евро в год.

Погоня за разработчиками

И в Москве, и в Берлине новые стартапы открываются постоянно, а программисты – самые востребованные специалисты на рынке. Всё потому, что информационные технологии плотно входят в нашу жизнь буквально во всех её проявлениях. И так как привлечь специалиста легче, чем удержать, все, от стартапов до крупных компаний, стараются окружать разработчиков разными “плюшками”, чтобы они не бегали из проекта в проект: корпоративные садики, обучение, заграничные командировки, спортзал с личным тренером, работа на дому, ДМС, частичная оплата арендованного жилья, максимальный комфорт на рабочем месте. К этому офисному комфорту у двух столиц совершенно разный подход.

Оснащение и дизайн офисов

Удобные кресла, звукопоглощающие стены, ультрасовременные столы и другое оборудование, обилие мест для отдыха, своевременный апгрейд рабочих машин и ПО – обычное дело для IT-офиса в Берлине. Не забудьте о любви немцев к качественной технике и нелюбви ко всему, что “не работает”. На столах у разработчиков, как правило, два монитора или ноутбук + десктоп. Над столами в удобной для всех точке располагаются большие экраны, на которых отображаются текущие процессы. Обилие досок со стикерами. Большие открытые офисные пространства разделены на цветовые зоны. Превалируют минимализм, индастриал и зашкаливающая атмосферность. Питание в офисах чаще отсутствует, хотя в некоторых есть штатные повара. Можно приносить еду из дома или ходить в кафе. Однако здесь всегда есть lunch box: бутерброды, фрукты, мюсли с молоком, хороший чай и кофе, кола, клаб-мате. Руководство многонациональных берлинских офисов стремится понять, как сделать работу комфортной для всех. Поэтому даже простой ланчбокс состоит из предпочтений работников – вегетарианцев, приверженцев правильного питания, мясоедов. Всё в организации труда делается ради эффективности бизнеса и увеличения скорости всех процессов.

В московских офисах иной подход. Здесь программисты стали возводиться в культ. Стартапы и крупные компании закупают гамаки, ставят на столы сотрудников ананасы и плюшевых енотов. Большинство из этих вещей напрямую не нужны ни программистам, ни бизнесу. Скорее всего, это желание быть похожими на крупные мировые компании во главе с Google. Конечно, далеко не все ИТ-компании перекрашиваются в оттенки бирюзового, но описанная тенденция – это характерная черта большинства компаний Москвы и свойственна почти всем инвесторским проектам.

Парковки

Что мы видим на подъезде к среднестатистическому московскому бизнес-центру с IT-офисами? Правильно, заставленную донельзя автопарковку. Что видят немецкие сотрудники около своих офисов? Несколько машин и двухэтажные велопарковки, заставленные донельзя. Немцы любят ездить на велосипедах!

Собеседования

Если новый сотрудник нужен в берлинский офис не “вчера”, а “завтра”, то отбор кандидатов происходит в несколько этапов, порой до 5-6. После предварительных дружелюбных бесед-знакомств вас могут пригласить на собственно собеседование, которое запросто может продлиться 3-4 часа. В течение этого времени могут появляться разные специалисты и задавать разные вопросы в диапазоне от узко-технических до психологических. Могут дать тестовое задание, которое надо выполнить на месте. Некоторые этапы собеседования проходят по Скайпу. Если же сотрудник нужен крайне срочно, то работодатель может ограничиться быстрой видео-беседой, после которой вас пригласят приступить к обязанностям. Кто-нибудь устроился по Скайпу на работу в Москве?

Отношение к личному пространству и времени

Берлинские IT-офисы – это большие площади, которые, как мы уже упоминали, визуально разделены на зоны разными цветами, а не стенами. Но есть и комфортные, уютные, маленькие помещения, где можно уединиться с ноутом (даже гостю офиса) и есть recreation room с диванами, теннисным столом или игровыми приставками. А то и вовсе комната для сна (в рабочее время, заметьте!). Атмосфера отличается от Московской сверхтоллерантностью: начиная от банальных взаимопомощи и дружелюбия, заканчивая спокойным отношением к тому, что сотрудник может прийти в офис с ребёнком или собакой. А что такого? Всякое бывает.

Творческие инициативы поощряются наличием так называемого 20% hackertime – это означает, что 20% рабочего времени разрешается тратить на свои проекты, которые, возможно, будут интегрированы в общее дело. Если же нет, то всё равно хорошо, потому что “вы же развиваетесь”. Есть интересный феномен, свойственный берлинским айтишникам и несвойственный московским – это парное программирование. То есть вы не просто спрашиваете советы у коллеги, а ежедневно вместе работаете над проектом, стул к стулу.

Сюда же относится и уважительное отношение к частной жизни, которая, по мнению берлинцев, есть равноправная часть жизни человека наравне с карьерой – здесь чтут work-life balance. Сотрудник на больничном не обязан отвечать на телефон или просматривать почту; коллегу в отпуске нельзя тревожить рабочими вопросами; курсы повышения квалификации и профессиональные тренинги – это часть рабочего дня, а не личного времяпрепровождения; после 18.00 сложно найти кого-либо в офисе, ведь пора пить пиво с друзьями и отдыхать. Справедливости ради: во большинстве московских офисов можно работать в любое время суток, если здание не режимное. Многих прельщает такой свободный график. Если же сегодня Friday beer, то пиво можно выпить с коллегами в этом же офисе за счёт работодателя. Кстати, о пиве: если в Москве разработчики вечно сидят за проектами с чашкой кофе, то в Берлине нередко можно видеть программиста за работой с кружкой свежего пива! Во-первых, в Берлине пиво разрешено почти везде, в том числе и на работе. А во-вторых, немецкие законы строго регламентируют переработки, поэтому все здесь хорошо высыпаются.

И в заключение о самом интересном.  

Адаптация

Личная. Многие, кто уехал работать в Берлин, удивлены, что адаптации практически не было. Только в самые первые дни, и то потому, что вы настроили себя на необходимость адаптироваться, как в московских офисах. Здесь работают люди со всего мира, так что культурные различия превалируют над немецкими национальными особенностями. Для успешного вливания в коллектив важно стараться быть открытым.

Профессиональная. Часто понятие трудовой дисциплины у берлинских разработчиков отсутствует, так как всё построено на персональной сознательности и всеобщем стремлении к процветанию компании. Новичкам помогают: можно рассчитывать на полугодовой фидбек от опытных коллег и на специально отведённое время для работы над ошибками в конце месяца. В IT-Берлине делают ставку на мотивацию, а не на принуждение. Но ответом ожидается стремление к поиску, смелости в предложении новых идей и саморазвитию (с помощью компании). И, опять же, открытость.

 

Подпишитесь на все вакансии и статьи

Нажимая на кнопку «Подписаться», я соглашаюсь на обработку моих персональных данных